Ремонтируя автомобиль самостоятельно, требуется зачастую очищать детали от ржавчины. Удалять продукты коррозии безусловно сложно!
- очистка «болгаркой» трудоемка, длительна, часто неэффективна;
- пескоструйная обработка дает хороший результат, но предполагает наличие оборудования, подготовки места, материалов;
- травление кислотами требует длительного времени обработки, соблюдения мер безопасности, часто способ дает низкий эффект.
Электролиз ржавчины — метод очистки оптимальный по затратам, доступности, эффективности даже в домашних условиях.
Электролиз — процесс пропускания электрического тока через водный раствор. На электродах при этом протекают электрохимические реакции. В нашем случае такие реакции способствуют быстрому отслоению ржавчины на границе неповрежденного металла.
Плюсы очистки ржавчины электролизом:
- высокая эффективность
- малые затраты
- доступность
Минусы очистки ржавчины электролизом:
- относительная длительность процедуры
- ограниченные размеры очищаемых деталей
Необходимые материалы/оборудование для электролиза коррозии:
- Емкость, позволяющая полностью погрузить деталь в раствор. Удобнее использовать пластиковую тару — размером от обыкновенного ведра до еврокуба…
- Источник постоянного тока. Самый доступный — блок питания персонального компьютера. Оптимальный — зарядное устройство автомобильных аккумуляторов.
- Электрические провода и металлические пластины (можно использовать куски жести);
- Вода и кальцинированная сода ( Na₂CO₃ карбонат натрия) — доступное дешевое санитарное средство очистки.
Очищаемая деталь выступает отрицательным электродом (катодом). Подключается к минусу источника тока.
Положительным электродом (анодом) служит расходный металл (например, пластина жести). Подключается к плюсу источника тока.
Анод и катод соприкасаться не должны!
Скорость электрохимической реакции электролиза зависит от:
- площади катода, анода, их взаимного расположения;
- концентрации кальцинированной соды в воде;
- напряжения — силы тока.
Можно влиять на каждый из параметров, управляя процессом электролиза ржавчины.
Подаваемое напряжение — 12 или 5 вольт.
Оптимальная сила тока (из опыта) 3-9 ампер.
Желательно иметь подключенные вольтметр — амперметр, не допуская выход значений напряжения и силы тока за пределы максимальных для источника питания (лучше всего ориентироваться на значения пониженные на 20-30% от максимальных).
Места креплений проводов к катоду/аноду имеет смысл предварительно очистить механически, обеспечив надежность электроконтакта.
Периодически следует извлекать деталь и механически (щеткой) отделять рыхлые слои ржавчины.
После очистки детали возможно наличие черного налета — оксидов железа. После электролиза можно использовать травление детали кислотой, дочистив остатки коррозии.
Чистое железо — активный металл, стремительно образующий другие соединения. Очищенное железо быстро корродирует, покрываясь свежим налетом ржавчины. Имеет смысл обработать деталь, например, ортофосфорной кислотой, образующей тонкий слой защитной фосфатной пленки на поверхности. Не стоит затягивать также с покраской. Остатки кислоты можно нейтрализовать содой или мыльным раствором.
В результате электрохимических реакций образуются взрывоопасные газы — водород и кислород.
Следует соблюдать меры безопасности при работе с электричеством и вредными веществами. Проводить процедуру электролиза ржавчины желательно на открытом воздухе или в проветриваемом помещении, контролируя сам процесс и его параметры.
Результаты очистки ржавчины электролизом можно видеть на фото. Способ действительно рабочий, эффективный, доступный, дешевый.